Детская песочница. Правила поведения родителей на детской площадке.
Вместо предисловия.
Вместо вступления, хочу рассказать случай, который произошел сегодня со мной и моей дочкой на детской площадке, и который – как нельзя более показателен и вскрывает пласт правил поведения и взаимоотношений в детских песочницах и наталкивает на далеко идущие размышления .
Сегодня гуляли с Алисой на детской площадке неподалеку от дома. Алиса – очень активный и контактный ребенок. А такие дети, как известно, берут роль инициативной стороны во всех играх и стараются оттягивать все внимание других детей на себя. Поэтому их интересуют игрушки в руках других детей. На площадке, в числе прочих детишек, играл мальчик лет четырех. Пока мальчик играл лопаткой и ведерком, Алиса взяла, принадлежащую ему, пустую баночку из-под мыльных пузырей. Тут мальчик допустил ошибку, он вскочил и попытался забрать у нее свою вещь(хоть и не играл ей в тот момент). У меня очень сильная девочка и у мальчика ничего не получилось. Я вмешался и попытался склонить дочь отдать баночку маленькому жадине. Алиса, стоило мне приблизиться к ним, побежала. С баночкой в руке, естественно, весело смеясь и визжа. Ей хотелось поиграть с мальчиком в догонялки. И с папой, видимо, тоже.
Хозяин баночки кинулся за ней вдогонку. Доче только этого и нужно – улепетывает, визжит от удовольствия, смеется. Мальчик, в бешенстве, догоняет. Алисе нет и двух лет, догоняющему, явно, больше трех. Естественно, он ее настиг. Схватил ее сзади за шею и бросил на спину. У меня кровь от сердца хлынула в голову. Я сдержал волнение, подошел к малышам. Тут стоит заметить, что мама мальчугана все это время стояла с другой мамашкой и что-то обсуждала, то и дело поглядывая за развитием событий. То есть, с ее точки зрения, все шло нормально: у ее сына взяли вещь – он ее силой возвращает. Может и так, но он в два раза старше и он мальчик! Мне еще сложно объяснить дочери, что нельзя брать чужие вещи без спроса, в силу ее возраста, ведь ей нет и двух лет. Иногда получается донести, иногда нет. Так вот, подхожу я к ребятишкам: мальчишка придавил дочь коленом к земле и пытался вырвать баночку из ее руки(она ее удерживала одной рукой), богатырь пыхтел, кричал на нее, чтобы отдала его игрушку. Я взял его за руку, поставил его напротив себя и говорю ему: послушай, это девочка так заигрывает с тобой, на самом деле ей не нужна твоя игрушка, ей хочется, чтобы ты ее догонял. Затем потребовал у дочери злосчастную склянку, та немедленно мне ее вручила. Я передал ее владельцу и сказал им обоим: бегите, играйте. Мама мальчика, все так же, стояла в сторонке и наблюдала.
Минут через пять ситуация повторилась. Алиска схватила ту же вещь и сразу кинулась бежать, так же веселясь. Мальчик снова распсиховался и с криком кинулся следом. Примерно на том же месте погоня окончилась. Преследователь, вновь, схватил сзади за шею мою дочь и с еще большей злостью кинул ее на спину, она ударилась затылком о землю, но не заревела, а, лишь, с недоумением, во все глаза, смотрела на обидчика. Я уже шел к ним. Мальчик опять, безуспешно, пытался вырвать свою бутылочку. Затем, он ударил мою девочку по груди рукой. Мама его стояла и с ее стороны я не увидел ни малейшего движения с целью вмешаться и “разрулить” инцидент. Кровь стучала у меня в висках.
Я подошел, глубоко вздохнул, выдохнул, поборол, с трудом, дикое желание отшлепать маленького хулигана и пожалеть свое дитя. Я одной рукой забрал у дочери игрушку, другой взял за руку обидчика, вставил в его руку то, за что он так боролся и уничтожающе глядя ему прямо в глаза, сквозь зубы, процедил: На, маленькая жадина, возьми, и пшшшшшел! Мальчик открыл рот, вытаращил глаза, захлопал ими, видимо, потерявшись. Затем повернулся, вжал голову в плечи и ретировался мелкими шажками в сторону песочницы. Алиса даже не поняла – что произошло. Я не стал ее жалеть, да ей и не нужно было это. Она еще слишком мала, она не знает – как реагировать на агрессию.
Я стал отряхивать ее от песка и тут произошло еще одно показательное событие. Этот жадина-драчун, что-то делая под горкой, выпрямился и ударился, несильно, об пластик горки затылком. Моя дочь, в полтора года, ходит вся в ссадинах и синяках (из-за своей кипучей и деятельной натуры), она получает уже такие травмы, от которых взвыл бы и взрослый, но таких истошных воплей, какие транслировал на всю улицу этот четырехлетний мальчуган, я не слышал от нее ни разу. Показательно не только это, показательна реакция его мамы! Она стояла и индифферентно наблюдала за тем, как ее сынуля с силой бросает девочку, в два раза меньшую физически и по возрасту на землю, бьет рукой, а, видя, что он ударился, повторяю, несильно затылком о пластик, стремглав кинулась к нему. Она схватила его на руки, засыпала поцелуями и словами утешения. Мне стало не по себе. Очень грустно как-то стало.
Я взял дочь на руки и пошел в другой конец площадки. Проходя мимо них, я заметил, что на глазах мальчика даже нет слез. Ему не было больно, он старался ради материнского утешения, ради своей маленькой выгоды. Мне тогда снова пришла в голову мысль, которая уже не раз ее занимала и с которой я хотел бы обратиться ко всем мамам. Дорогие женщины, вот вы утверждаете, что мужчины мельчают, что настоящего мужика почти и не встретишь! Вы беспощадны к достоинству и гордости своих мужей и в то же время воспитываете своих сыновей в духе «кисельной кадочки», трясётесь над ними, обласкиваете, пылинки сдуваете. Ведь, завтра, это будет мужчина, привыкший, что его «облизывают» и все проблемы решит женщина, которая рядом(мама). А потом этой женщиной, в его понимании, должна быть жена… А у его будущей жены, как и у вас, сейчас, будут другие представления о муже, о мужчине, о плече, о стене… Видите, вот, как… Ну, конечно же, если ваша невестка будет требовать от вашего сына то же, что вы предъявляете сейчас к мужскому полу, то это она стерва.?
Потому и вырастают такие “мужчины”, которых вы воспитываете и, безусловно, таких же мужей и заслуживаете! Женщины, не портите мальчиков, взращивайте в них настоящих мужчин с младых ногтей! Я дочь свою воспитываю более сильной и стойкой, чем некоторые мамы своих более взрослых мальчиков. Мое вам непонимание.. Ну да ладно, давайте поговорим о «правилах песочницы».
Хотелось бы сразу отметить немаловажный тезис:
[bctt tweet=”Во всем, что бы ни произошло на детской площадке, виноваты взрослые!” username=”PapkinaDochka”]
Детишки, начав ходить, ищут ещё большего взаимодействия с окружающим миром и людьми. Сначало это близкое окружение, а чуть позже – другие детки. Так, после года ребёнок попадает в первый свой коллектив, на детскую площадку.
Для этого периода жизни малышей характерна сильная тяга к другим деткам на фоне полного неумения взаимодействовать с ними в процессе игры.
Чаще наблюдается следующая картина: все дети играют, но каждый – в свою игру и чужими игрушками…
С возрастом, конечно, ситуация меняется. К трём годам, плюс-минус.
До попадания на детскую площадку, в песочницу, дети не подозревают о существовании вещей, которые им не принадлежат. Это очень важный жизненный момент – узнать, что есть чужие вещи, чужие интересы, собственность.
Выше я уже упоминал, что есть разные типы детишек: те, кто занимает активную роль в коммуникации и входит в границы других посетителей площадки и те, кто «стоит в сторонке» и не спешит заходить в зону «игры».
Независимо от того, к какому типу относится ваш ребёнок, ходить на игровую площадку необходимо. Именно в песочнице развиваются первые полноценные социальные навыки, именно эти зерна дадут всходы и ребёнок, в дальнейшем, их успешно разовьёт.
Теперь несколько правил для родителей.
✅Никогда, подчеркиваю, никогда не оставляйте ребёнка одного в песочнице! Находитесь всегда рядом! Это самое главное, пожалуй, правило. Будьте рядом всегда, дабы превентивно вмешаться, если ваш ребёнок повёл себя «не так». Главное, чтобы ваш ребёнок не проявлял агрессию к другим. ✅Вмешивайтесь немедля, не допускайте, чтобы другой взрослый регулировал и влиял на поведение вашего малыша. Отсюда вытекает второе и третье правило:
✅Не допускайте регулировку поведения вашего ребёнка посторонним людям. Не нужно ни с кем конфликтовать, просто держитесь рядом и стойте у руля сами.
✅Не воспитывайте чужих детей!
Следите только за своим и пресекайте серьезные столкновения.
✅Держите, по возможности, в поле зрения периметр площадки. На случай появления опасности извне (агрессивные собаки, люди, да мало ли что?!)
✅Берите с собой на прогулку какие-нибудь игрушки. Пусть, даже, ваш ребёнок ими не будет играть, они нужны для обмена.
✅Категорически не советую излишне опекать и регулировать каждый шаг маленького члена коллектива! Вмешивайтесь только тогда, когда дети теряют контроль над своими действиями, зовут вас, либо им(или другим детишкам) грозит опасность. И четко и адекватно оценивайте степень опасности! Противными действиями вы лишите чадо решать свои проблемы с другими людьми самостоятельно.
✅Не стоит, также, заставлять своего ребёнка делится своими игрушками, если делать этого он не желает. В детях должно выпестоваться правильное отношение к собственности. Как к своей, так и к чужой.
✅Помните, что ребёнок прекрасно считывает поведение взрослых и во многом его копирует. Поэтому, наберитесь терпения. Не кричите ни на своего ребёнка, ни, тем паче, на других детей! Это недопустимо.
✅Берите с собой на улицу только те игрушки, с которыми ваш ребёнок может легко расстаться.
✅Если ваше чадо перепачкалось, не акцентируйте его внимание на этом, а уж за это ругать – и думать забудьте! Ведь, вы находитесь в песочнице, месте для различных экспериментов, импровизаций и детского креатива! Ведь, вы за этим пришли, верно? А какие навыки оттачиваются без грязной, кропотливой, ежедневной работы? Не Боги горшки обжигают! И наши малыши, со временем, станут аккуратными, послушными и умелыми, дайте время!
Может быть у вас есть какие нибудь советы, лайфхаки или истории, связанные с прогулками на детской площадке? Делитесь ими в комментариях.
И, в заключение, предлагаю вам посмотреть карикатуры знаменитого датского художника Херлуфа Бидструпа, что называется, «в тему»: