Учительский прессинг в школе, что делать?

Учительский прессинг в школе, что делать?

Учительский прессинг в школе, что делать?

Каждый ребёнок, достигнувший определённого возраста, начинает посещать школу. Наступает новый период его жизни, в котором появляется ещё один человек, играющий большую роль – учитель. Он помогает новоиспечённому ученику адаптироваться в непривычной среде, обучает школьным предметам, мотивирует к успехам в учёбе. Однако, нередки случаи, когда преподаватель, невзлюбивший своего подопечного, злоупотребляет имеющейся властью и начинает настоящую психологическую травлю над его личностью. Что делать, какие шаги предпринять, если становится известно, что ребёнок подвергается прессингу в школе со стороны учителя?

Как и в чём проявляется учительский прессинг

Прессинг со стороны преподавателя, не что иное, как эмоциональное насилие над личностью ребёнка, способ манипуляции для утверждения свой власти. Главная опасность заключается в том, что регулярная психологическая давка, зачастую носящая личную неприязнь, может негативным образом сказаться на психическом и физическом здоровье ученика. В чём проявляется учительский прессинг, как его распознать?

· Неуважение ребёнка как личности – умаление личных достоинств, обесценивание его стараний, достижений;

· Высмеивание перед другими учениками – особенностей характера, личных недостатков, страхов и сомнений;

· Унизительные слова – навешивание ярлыков, обидных эпитетов: «дурак», «тупица», «дебил», «остолоп»;

· Негативные отзывы – замечания, выраженные в некорректной форме перед учениками или родителями;

· Унижение – из-за неспособности понять тему, быстро усваивать школьный материал, хорошо учиться;

· Давление – крик, одёргивание, придирки, запугивание, нежелание пресечь насмешки одноклассников;

· Отсутствие мотивации – нет цели помочь ученику стать лучше, повысить уровень знания и самооценку.

Учительский прессинг проявляется не ко всем ученикам поголовно. Обычно, под него попадают отдельные дети, которые в чём-либо «не угодили» или не понравились преподавателю. На основании этого, у педагога вырабатывается предвзятое отношение к ребёнку. Он становится «козлом отпущения», жертвой психологического насилия и в силу своей неопытности не может защитить себя самостоятельно.

Кто в зоне риска и каковы последствия учительского прессинга

Учительский прессинг в школе, что делать?

Учительский прессинг, вне зависимости от того, эмоциональная это давка или физическое проявление (дёрганье за ухо, удар книжкой или указкой), приравнивается к насилию. Ребёнок получает тяжёлую психологическую травму, что приводит к повышению агрессивности, снижению самооценки, появлению чувства стыда, вины, а особо чувствительных детей, особенно в подростковом возрасте, может довести до суицида. В зону риска попадает две категории учеников:

1. Спокойные – скромные, послушные, хорошо воспитанные дети, прилежно относящиеся к учёбе. Они вырастают в правильных семьях, вежливо обращаются, приучены решать все проблемы тихим и мирным путём. Такие ученики очень тяжело переносят агрессию и эмоциональные наскоки. В результате они замыкаются в себе, перестают участвовать в школьной жизни, не хотят посещать уроки.

2. Гиперактивные – подвижные, энергичные, трудноуправляемые дети, «мелкие хулиганы», сметающие всё на своём пути. Обычно воспитывающиеся в трудных семьях, и в основном, привыкшие к эмоциональной давке и физическому насилию. На прессинг такие школьники отвечают агрессией, в разы превышающую учительский посыл, что рождает постоянные конфликты между педагогом и учеником.

Учительский прессинг влечёт за собой ещё одну, не менее болезненную проблему. Педагог, регулярно высмеивающий, унижающий и подавляющий одного из учеников, подаёт дурной пример всему классу. У школьных товарищей вырабатывается к нему предвзятое отношение и они, подражая высшему авторитету-учителю, начинают «травлю». Ребёнок становится «изгоем», жертвой постоянных насмешек и издевательств одноклассников.

Как понять, что ребёнок стал жертвой эмоционального насилия со стороны учителя

Причины учительского прессинга могут быть различные, но итог один – ребёнок переживает сложный период. Его психика травмируется, что может наложить негативный отпечаток на дальнейшую жизнь и навредить здоровью. Каким образом можно понять, что школьник стал жертвой эмоционального насилия преподавателя? Это можно заметить по характерным признакам, особенно, если раньше за ребёнком подобного не замечалось:

· Нежелание ходить в школу или посещать определённый предмет. Если такое встречается в единичных случаях, это вполне нормально, ведь каждый ребёнок может иногда отказываться идти в школу (не выспался, плохо себя чувствует, не сделал домашнее задание). Но если такое проявляется регулярно, ученик не хочет ходить в школу, боится, прогуливает определённый урок, не даёт никакого объяснения подобному поведению или просто начинает плакать – это должно насторожить;

· Плохие оценки по одному из предметов, особенно, если ребёнок способный, смышлёный, хорошо учится и по остальным у него высокая успеваемость. Тут вероятнее всего проблема не в том, что ученик «не догоняет» столь сложную науку, как физика или химия, а огромная вероятность того, что произошёл разлад в отношениях с преподавателем и он начал подвергаться прессингу с его стороны. Родителям следует проявить обеспокоенность подобным положением дел;

· Заниженная самооценка. Учитель является для школьников большим авторитетом. Его слова имеют огромный вес и влияние на учеников, что делает его способным поощрять, повышать их самостоятельность и мотивировать к успехам в учёбе. Поэтому, если родители замечают, что ребёнок, ранее уверенный в своих силах, начинает сомневаться, колебаться, бояться, это должно насторожить. Чем сильнее давка со стороны педагога или одноклассников, тем более снижается его самооценка;

· Замкнутость в общении со сверстниками и родителями. Наиболее ярко такое поведение выражено у учеников младших классов. Для детей, в возрасте 6-10 лет, учебный процесс представляет огромный интерес. Они любят говорить о школе, уроках, учителе, одноклассниках. Если же ребёнок ведёт себя замкнуто, не играет с другими школьниками во время переменок, не делится впечатлениями о школьной жизни, то необходимо разузнать, что послужило этому причиной.

Главная задача родителей, замечающих за ребёнком подобные перемены, поговорить со своим чадом, постараться выслушать и понять его. Ведь не все дети могут или хотят рассказать, что они подвергаются эмоциональной давке со стороны преподавателя или одноклассников. У одних молчание вызвано страхом перед учительским авторитетом, они боятся, что их школьная жизнь станет ещё хуже. У других – навязанное чувство вины препятствует им рассказать обо всём матери или отцу. Третьи боятся, что не найдут понимания со стороны родителей.

Какие шаги предпринять против учительского прессинга

Учительский прессинг в школе, что делать?

Если учительский прессинг проявляется в отдельных случаях, и вполне заслуженно, например, при прогуле учеником урока, невыполнении домашнего задания, то это нормально и нет причин волноваться. Но если ребёнок регулярно, без видимых на то причин (хорошо себя ведёт, прилежно учится, посещает и делает уроки) подвергается нападкам учителя, то такую ситуацию на самотёк пускать нельзя, следует принимать определённые меры. Как бороться с произволом педагога, какие шаги предпринять?

1. Поговорить с учителем – спокойно, без скандалов. Это поможет выяснить, что послужило причиной конфликта и прийти к компромиссу. В большинстве случаев «травля» со стороны педагога прекращается на этом этапе, так как он понимает, что его действия уже контролируются.

2. Обратиться к администрации школы – школьное руководство имеет эффективные и законные методы воздействия на учителя при нарушении прав ребёнка и сможет пресечь недостойное поведение преподавателя, с помощью выговора, лишения премии или даже увольнения.

3. Подать жалобу в соответствующие органы – если вышеперечисленные способы не помогают и ребёнок продолжает подвергаться эмоциональному давлению со стороны преподавателя, родители могут прибегнуть к крайним мерам и обратиться в министерство образования.

4. Сменить учебное заведение – идеальный выход с критического положения. Но, чтоб избежать повторного развития событий, прежде чем перевести ребёнка в другую школу, следует провести предварительную беседу с педагогами, которые будут участвовать в его обучении.

Главная задача отца и матери – быть поддержкой и опорой своего чада в любой ситуации, ежедневно интересоваться его школьной жизнью, учить не зацикливаться на неудачах, хвалить успехи и достижения. Доверительные отношения родителей с ребёнком помогут им всегда быть в курсе школьных происшествий, и при первых признаках учительского прессинга, они смогут принять меры и пресечь его на корню, не доводя до критического положения.

Оставьте комментарий